Там где глупость божественна, ум - бессилен!






























Удивительна судьба этой первой в истории великой
женщины, имя которой дошло до нас из глубины веков – Хатшепсут.



Тутмос II и Хатшепсут, царь и царица Египта, по
рождению сводные брат и сестра, начинали свое правление так же, как и другие
правители Древнего Египта. Хатшепсут вела себя, как и подобает порядочной жене,
и на всех ранних изображениях ее всегда запечатлевали стоящей позади ее мужа и
позади ее матери Яхмос. Брак их оказался вполне удачным, но недолгим.



Когда Тутмос II скончался, трон перешел к
его сыну от младшей супруги, матерью которого, впрочем, по тем обычаям
считалась Хатшепсут. Но поскольку наследник Тутмос III был еще слишком мал, он
нуждался в регенте, который бы правил от его имени, пока настоящий правитель не
подрастет. Вполне естественно, что таким регентом стала его мать Хатшепсут.



Царствование
женщины-фараона.



Вначале ничего странного в поведении
Хатшепсут не наблюдалось. Однако спустя 7 лет регентства она вдруг начала
называть себя королем. И правила Египтом еще 22 года после того, как ее сын
достаточно вырос, чтобы вступить в права наследования. Почему же она
узурпировала трон? И почему Тутмос позволил ей сделать это? Во многом это
остается загадкой: конец царствования Тутмоса II окутан глубоким мраком, и
восстановление его не лишено трудности. Следы семейных раздоров, сохранившиеся
в письменах на стенах храмов, недостаточны для того, чтобы мы могли спустя 3500
лет проследить запутанную борьбу за власть. Одно совершенно ясно – Тутмос вовсе
не был маменькиным сынком. Он провел в Азии 17 военных кампаний, и долго и
довольно успешно царствовал после смерти Хатшепсут.



Скорее всего, Хатшепсут была слишком умна
и слишком горда, чтобы управлять от чьего-либо имени - вскоре она провозгласила
себя единственной и полноправной владычицей Египта. Соперничество между
Хатшепсут и Тутмосом превратилось в открытую вражду. За Тутмосом стояла армия,
состоявшая, впрочем, почти из одних наемников, за Хатшепсут – вельможи и жрецы.
А значит, положение Хатшепсут было намного прочнее - ибо власть жрецов
распространялась не только на земную, но и на загробную жизнь. Вскоре ее
сторонники стали настолько сильны, что царь оказался серьезно урезан в своих
правах и даже, в конце концов, отодвинут на задний план. Таким образом,
Хатшепсут стала царем — факт невероятный и вовсе не гармонировавший с
государственной легендой о происхождении фараона.



За время своего правления Хатшепсут не
завоевывала новых территорий, а придерживалась унаследованных границ Египта,
проводя традиционные военные кампании лишь для устрашения соседей и сбора дани.
Военное дело представлялось невозможным для ее пола, и великие дела могли
совершаться ею лишь в области мирных искусств и предприятий. Однако она правила
довольно успешно, и о процветании ее царства свидетельствовали восстановление
древних храмов и впечатляющие монументальные постройки, проводившиеся в то
время, многие из которых сохранились и до наших дней.



Царицу окружал цвет интеллектуальной
элиты, лучшие архитекторы, живописцы, скульпторы и поэты. Она не жалела денег
на храмы, дворцы и колоссальные обелиски. В особенности великолепен храм для
посмертной службы по ней в углублении скал, на западной стороне реки, в Фивах.
Как и положено фараонам, царица позаботилась о сооружении загробных покоев еще
при жизни. Вырубленное в скалах сооружение превзошло самые знаменитые памятники
древнего мира. Это храм известен теперь под именем Дейр-эль-Бахри.



После смерти Тутмеса II правой рукой
Хатшепсут стал Сенмут - зодчий и фаворит царицы. Сенмут руководил всеми
строительными работами в Дейр-эльБахри, Карнаке и Луксоре, воплощая замыслы
повелительницы в жизнь. Кроме того, Хатшепсут поручила Сенмуту образование
своей дочери Нефру-Ра. Трудно с уверенностью судить об истинных отношениях
Хатшепсут с ее придворным архитектором. Храмовые надписи хранят гробовое
молчание. Но тот непреложный факт, что он построил здесь свою тайную гробницу,
намекает на нечто большее, чем чисто деловые связи властелина и художника. Тем
более что в одном укромном местечке он поместил свое изображение.



Дочь
богов.



Хатшепсут не могла бы править в одиночку,
без советов и поддержки вельмож и царедворцев, которые все были мужчинами.
Судьба, а также, вероятно, и жизнь этих людей тесно зависела от успеха и
господства Хатшепсут, поэтому они усиленно заботились о поддержании ее
положения. Они старались всеми способами доказать, что правление царицы было
предрешено самими богами с момента ее рождения. Отстранив от правления Тутмоса
III и получив неограниченную политическую власть, Хатшепсут так и не смогла
избавиться от вопроса о законности своего восхождения на египетский престол.



И хотя Хатшепсут доказала законность своей
власти и на деле подтвердила свою способность управлять государством, она не
смогла перешагнуть барьер вековой традиции, согласно которой править Египтом
мог лишь мужчина. Зачастую это объясняется тем, что ее, как правило, изображали
в мужской одежде и с церемониальной подвесной бородкой. И делалось это не для
того, чтобы скрыть ее настоящий пол: царедворцы прекрасно знали, что Хатшепсут
– женщина, а что думал простой народ, не имело никакого значения. Фараоны в
Древнем Египте никогда не ставились на одну доску с простыми людьми, они
считались реинкарнацией бога-мужчины Гора, сына Ра, то есть приравнивались к
богам. И слово «фараон», «царь» в Древнем Египте имело только мужской род.
Слово, которое традиционно переводится как «царица», на самом деле означает
«великая жена фараона». И в Древнем Египте даже не было выражения, чтобы
обозначить правящую особу женского пола. На изображениях фараон должен был
выглядеть как фараон. Поэтому Хатшепсут и изображали в одежде фараона, то есть
в мужской одежде.



Тайна
смерти Хатшепсут.



Умерла Хатшепсут по всей вероятности
естественной, не насильственной смертью, что в общем-то было редкостью по тем
временам. Гробница с ее саркофагом была расхищена в древности и не содержала
никаких останков, когда был открыта в новейшее время. Благодаря этому родилась
легенда, что царица-фараон и ее фаворит Сенмут оставили свое царство, когда
перевес сил стал не в пользу царицы, чтобы не стать жертвами кровавой расправы.
При этом было инсценировано мнимое погребение царицы, чтобы Тутмос III мог с
полным правом занять престол.



Как бы то ни было, после смерти Хатшепсут
Тутмос III не отнесся рыцарски к ее памяти. Он слишком много вытерпел. Вокруг
ее обелисков, в зале ее отца в Карнаке, он велел построить каменную стену,
закрывшую ее имя и сведения о том, что она воздвигла их, на их базе. Он всюду
стер ее имя, и на всех стенах ступенчатого храма были уничтожены как ее
изображения, так и ее имя.



Имя царицы изъяли из хроник, но, несмотря
на это, оно все же дошло до нашего времени. И эти поврежденные памятники стоят
по наше время мрачными свидетелями великой мести царя. Но в великолепном храме
Хатшепсут ее слава все еще живет, и каменное ограждение обрушилось, возвещая
современному миру о величии Хатшепсут.



На одном из ее обелисков начертано:



Вот мечется сердце мое туда и обратно,
думая, что же скажут люди, те, что увидят памятники, мной сотворенные, спустя
годы и будут говорить о том, что я совершила… Не говори, что это похвальба, Но
скажи: "Как похоже это на нее (ее величество Хатшепсут), как достойно отца
ее (бога Амона)!.






Хатшепсут